Головнамапа сайтуЗворотній зв'язок
укрeng
Індиго М'юзік
Головна»Інформація»Статті»Події»

Підготовка пісенного конкурсу "Євробачення 2005". Враження RF інженера.

Інформація
Не знаю, що видалося мені більш захоплюючим видовищем, саме «Євробачення 2005» чи підготовка до нього. Мені, як людині технічній, яка потрапила на підготовку цього грандіозного шоу, було дуже цікаво спостерігати за тим, як працює команда «фірмачів».

Спокойно, размеренно, без суеты. Все расписано буквально по минутам. Каждый человек выполняет свой отдельный кусок работы, но все это движение подчинено строгой последовательности. Звено за звеном. Задержки ни за кем не должно быть.

Все деловиты и вежливы. Шведская компания DM Audio инсталлировала звуковое оборудование, свет, от Robe Showlighting обслуживали также шведы из компании Spectra. Радио микрофонная и ин-еар мониторинговая система, по уже устоявшейся традиции, от Sennheiser Electronics.

Вот примерно в такой обстановке происходила подготовка песенного конкурса «Евровидение 2005» в Киеве, где мне посчастливилось принимать участие в качестве RF инженера от Sennheiser.

20-е Евровидение проводится на радиосистемах Sennheiser. Далеко не каждой микрофонной компании удается обеспечить надежную и качественную работу 64 RF каналов, тем более в условиях «живой трансляции» на многомиллионную аудиторию.

Серия Sennheiser 5000 как раз и является системой предназначенной для одновременной, надежной работы большого количества радио каналов. Система представляет собой некий «конструктор Лего» из компонентов которого пользователь может легко набрать необходимое количество каналов и сопутствующее оборудование для любых типов использования. Все блоки представляют собой модули-кирпичики, которые набирается в специальный рэк EM 1046 MF Mainframe на 8 модулей и также имеется версия EM 203 MF для 3-х модулей.

1. Sennheiser 5000 Series Resiver Systems – приемная часть

На лицевой части EM1046 MF могут быть расположены до восьми ресиверов EM1046RX-UHF(450-960 Mhz) или EM 1046RX-VHF (138-260 Mhz). Также существует пустая панель EM 1046 CC, на тот случай если вам нужно менее восьми ресиверов на один EM1046 MF.

увеличитьУвеличить
рис. №1

Задняя часть EM 1046 MF вмещает модули (см. рис. №1):

  • EM1046 SA – блок питания;
  • EM 1046 AO-X – модуль с 8 AF выходами, AF 25-pin sub-D коннектором и двумя выходами 9-pin sub-D для PC монитора; 
  • EM 1046 RI- модуль RF входа; 
  • EM1046 ASP антенный сплиттер ,в свою очередь,подразделяющийся на три модификации:
    • ASP212 – два (1/2) сплиттера работают на две антенны с двумя Mainframes;
    • ASP113 – два (1/3) сплиттера работают на две антенны с тремя Mainframes;
    • ASP114 – два (1/4) сплиттера работают на две антенны с четырьмя Mainframes.
  • EM1046 CI – интерфейс объединения нескольких EM1046 MF для удаленного компьютерного контроля системы. (Mikroport Computer display);
  • EM1046LI – линейный интерфейс для соединения последнего в цепи EM1046 MF c контрольным компьютером;
  • EM1046 DI – интерфейс для подключения дисплея компьютера к системе (в комплекте с Mikroport Computer Display программным обеспечением для IBM совместимых компьютеров).

увеличитьУвеличить
рис. №2

Теперь рассмотрим поближе модуль ресивера EM1046-RX (см. рис. №2).

EM1046-RX доступен в пяти частотных диапазонах между 138 Mhz – 960 Mhz.

Частотный диапазон каждого модуля ресивера в одном Maimframe ограничен RF диапазоном

общего RF входа. Частоты приема для в одном Mainframe должны быть в пределах 24 Mhz для UHF и 7 Mhz для VHF.

Настройка приемных частот модулей может быть осуществлена тремя возможными путями:

  1. стандартная настройка – пользователь может пройти весь (например 24 Mhz для UHF) диапазон с шагом 5 kHz , что является наиболее удобным;
  2. диапазонная настройка – даны максимум 16 ограниченных частотных окон в пределах которых можно фиксировать частоту приема. Межоконное пространство является недоступным для пользователя;
  3. набор фиксированных частот – дает пользователю определенный набор пресетных ,фиксированных частот (до 32 максимум). Например, калибровка под частоты определенного трансмиттера (SK50 или SKM 5000).

На лицевой панели ресивера расположены индикаторы контроля ресивера, в принципе ,позволяющие обходиться без дополнительного наблюдения за системой с помощью PC монитора.

Здесь и индикатор уровня RF и индикатор статуса батареи и индикаторы activ diversity (работы приемных антенн). На 8-ми значном дисплее вы можете ,по желанию, зафиксировать имя исполнителя или частоту на которой идет прием. Также имеется кнопка активирующая функцию контроля канала через наушники. На «Евровидении 2005» мне не раз приходилось прослушивать реальный, «сухой» вокал исполнителей с помощью этой функции. Кроме всего вышеперечисленного модуль приемника имеет внутреннее меню в котором пользователь может настроить частоту ,параметр Squelch (зажатие диапазона приема ),поменять статус индикатора на передней панели ,набрать текст на дисплее ,а также в меню вы можете найти дополнительную информацию об оборудовании (серийный номер, модель, время в эксплуатации и т.д.).

2. Подготовка системы к работе

Итак, модули собраны в Mainframe, все (в случае «Евровидение 2005») шесть EM1046 MF вкручены в рэки. Получилась 48-ми канальная 5000 Series Resiver System Sennheiser (см. рис. №3).

увеличитьУвеличить
рис. №3

Возникает вопрос: «Какие частоты использовать для мультиканальной радио системы на таком шоу как конкурс «Евровидение»?». Для начала, специалисты от Sennheiser и Индиго Мьюзик посетили год назад место проведения конкурса для замера RF ситуации в г. Киев. Это стандартная практика во всем мире, перед проведением таких больших шоу. В условиях большого города нужно найти наиболее свободный от помех RF диапазон для использования радио микрофонов и ин-еар мониторов. После того как был промерян необходимый, наиболее свободный диапазон в который мы вписывались учитывая потребности в количестве и чистоте каналов для шоу, микрофонные и ин-еар передатчики были расколиброваны на определенные , пресетные частоты (см. рис. №4).

увеличитьУвеличить
рис. №4

Делалось это не только по правилу 300 kHz minimum расстояние между соседними каналами, но и с учетом появления интермодуляционных искажений генерируемых ими же. Особенно опасна третья (см. рис. №5). 

увеличитьУвеличить
рис. №5

Таким образом мы видим ,что не безопасно использовать соседние частоты (837,7/837,3/836,9/838,9/840,5/839,7) для дополнительных радио систем.

Sennheiser создал специальный Software позволяющий легко вычислить свободные от интермодуляций окна для многоканальных радио систем. Суть её очень проста. Вы вводите в программу частотный диапазон в пределах которого вы хотите работать (например 830 – 866 Mhz), занятые (заранее промерянные) частоты (охранные рации, wireless интерком,TВ каналы и т. д.), системы Sennheiser с которыми вы хотите работать (Evolution Wireless, 3000 или 5000 серии или Inear), а также количество необходимых вам каналов и нажимаете Enter. Программа автоматически находит вам свободные от интермодуляций и достаточно удаленные друг от друга частоты для безопасной и уверенной работы.

В программе уже выставлены вышеуказанные формулы и минимальные расстояния между каналами для определенных типов систем Sennheiser. Например для Evolution Wireless – 400 kHz, для 3000 и 5000 серий – 300 kHz, для Inear – 400 kHz.

3. Антенны

Правильное местоположение антенн это половина успеха в таком деле как многоканальная RF система. В большом зале где работает множество раций, беспроводной интерком, где очень много работающих цифровых устройств, кабелей DMX, создающих дополнительные RF помехи, необходимо добиться стойкой передачи сигнала без лишних потерь. Желательно исключить любые препятствия (стены, акустические системы и т. д.) на пути прямого видения передатчика/приемника (ин-еар) и приемной/передающей (ин-еар) антенн.

Места для антенн выбираются по нескольким важным правилам:

  • с учетом возможного, кратчайшего расстояния до трансмиттера/ресивера (ин-еар);
  • с учетом максимально возможной прямой видимости антенна-трансмитер/ресивер (ин-еар);
  • с учетом недоступности для аудитории (зрители и т. д.);
  • с учетом удаленности от работающего цифрового и светового DMX оборудования;
  • с учетом возможности использования минимальных длин кабелей для антенн.

Особенно важно иметь максимально короткий кабель между передатчиком и передающей антенной для ин-еар мониторных систем.

Для приемных антенн это не так критично, но при длине кабеля более 40 м. необходимо применять дополнительный бустер Sennheiser AB 1036 для компенсации потерь сигнала на длине кабеля (на 40 м. примерно 10 дБ).

В нашем случае для микрофонов были использованы приемные, активные, направленные (100 град.) антенны Sennheiser A12AD (10дБ gain) Пара антенн работала на два Mainframe EM1046MF, т.е. на 16 ресиверов. Всего три пары антенн. Надо сказать, что инженер от Sennheiser, Клаус Вильямсен не использовал сплиттеры EM 1046 ASA, встроенные в Mainframe. Им были задействованы активные сплиттеры Sennheiser ASA3000 по 1 шт. для каждых 16 каналов (2 xEM1046 MF). На мой вопрос почему, он ответил что вобщем никакой разницы нет, но он лично предпочитает работать с активными сплиттерами. Кроме тогог ASA3000 может работать как с активными антеннами так и с пассивными, для этого у него на задней панели предусмотрен переключатель питания для антенных бустеров.

На поиски подходящего места для антенн, учитывая все вышеперечисленные критерии, мы потратили целый день. Всякий раз на выбранном месте водружалась какая-нибудь сценическая конструкция или вдруг выяснялось, что в этом месте будут часто ходить работники сцены. С точки зрения позиции идеальный вариант был бы – подвесить антенны над сценой и направить вниз, но наличие там огромного количества световых DMX проводов не позволило нам сделать это. В итоге все антенны были размещены в таком порядке… Приемные антенны А1 А2 А3 были размещены на Backstage за лопостями двигающейся сцены и направлены на сцену (см. рис. №6). 

увеличитьУвеличить
рис. №6

Антенны В1 В2 В3 разместились по правую сторону от сцены (если смотреть в зал) и были направлены также на сцену. Передающие антенны ин-еар стояли там-же где и антенны А1 А2 А3 на расстоянии от передающих не менее 0,5 – 1 м. Мы думали разместить хотя бы одну антенну в Green Room, но после замеров RF, сделанных там и на сцене, мы пришли к выводу, что и так все замечательно.

4. Sennheiser 5000 Series Transmitter Systems – передающая часть

Всего было задействовано 48 каналов под микрофоны и 16 на ин-еар мониторы. Микрофоны исполнителей были разделены на четыре группы, по шесть в каждой.

гр. 1 и 2. Ручные микрофоны Sennheiser SKM5000N (микрофонный капсюль Neumann KK105);

гр. 3 и 4. Головные микрофоны Sennheiser HSP 4 c передатчиком SK50.

Три головных микрофона для ведущих, три ручных микрофона для гостей, еще два ручных и два головных в запасе (включены постоянно) (см. рис. №7).

увеличитьУвеличить
рис. №7
 

Sennheiser SKM 5000-N трансмиттер (ручной передатчик)

Семь вариантов микрофонных капсюлей (6 конденсаторных и 1 динамический) предусмотрено для данной модели, что дает возможность использования в любых аппликациях. Конденсаторный капсюль придает звучанию максимальную чистоту и детализацию. Динамический супер-кардиоидный капсюль звучит менее детально ,но «теплей». Sennheiser ME5005e и Neumann KK105 конденсаторные капсюли идеальное решение для применения на сцене.

увеличитьУвеличить
Sennheiser SKM 5000-N трансмиттер

Sennheiser SK50 трансмиттер (миниатюрный, покетный передатчик)

увеличитьУвеличить
Sennheiser SK50 трансмиттер

Sennheiser HSP-4

увеличитьУвеличить
Sennheiser HSP-4

Sennheiser SK 5012 трансмиттер (миниатюрный, покетный передатчик)

увеличитьУвеличить
Sennheiser SK 5012 трансмиттер

5. ИН-ЕАР мониторы

Это уже устоявшаяся традиция для больших телевизионных шоу с многократной сменой оборудования сцены для очередного артиста, использование Ин-Еар мониторов для исполнителей. Сцена не загромождается напольными колонками, артист свободно может перемещаться по всей площади сцены не боясь «выпасть» из зоны работы мониторов-колонок, каждый участник выступления, будь-то главный вокалист или поющие «бэки» имеет свою, нужную только ему информацию, кроме того в любую секунду исполнитель может сделать свой монитор громче или тише, скорость смены декораций на сцене (20 секунд для конкурса «Евровидение»), перед выходом очередного конкурсанта, существенно облегчается… Да и звучание в Ин-Еар наушниках превосходное, приемник весит всего 255 гр. с батарейками, размеры как два спичечных коробка. Удобно, комфортно и никакой «feedback» вам и звукорежиссеру не страшен...

На этот раз Sennheiser использовал передатчики серии 3000 SR3054 с приставкой HDX.

Лично мне до Евровидения была известна модель Ин-Еар передатчика SR3054U (два передатчика в одном корпусе высотой 1 U), работающая с приемниками серии 3000 EK3052U и EK3053U.

В версии SR3054 HDX Sennheiser поменял систему расширителя сигнала передачи (Compander) для возможности работы с приемниками серии Evolution EK300 IEM G2. Еще бы, передатчик SR3054 HDX имеет RF выход 100 mW, в отличие от передатчика серии Evolution SR 300 IEM G2 – 30 mW. При правильной расстановке антенн, такой сигнал может быть передан на 2-4 км. Все частоты могут быть легко перестроены пользователем как на приемнике так и на передатчике (не забывая правила калибровки с учетом интермодуляции !!!). Прибор имеет выход для наушников на передней панели, что позволяет дополнительно контролировать сигнал поступающий артисту.

Дополнительно для ин-еар были использованы антенные комбайнеры Sennheiser AC3000 с удобной индикацией статуса передачи на передней панели и пассивные приемно/передающие антенны Sennheiser A 2003-UHF. По одной на восемь передатчиков Sennheiser SR3054 – HDX.

увеличитьУвеличить
HDX noise reduction

Sennheiser SR 3054-HDX двойной передатчик серии 3000

увеличитьУвеличить
Sennheiser SR 3054-HDX двойной передатчик серии 3000

Sennheiser EK300 IEM минниатюрный ИН-ЕАР приемник серии Evolution G2

увеличитьУвеличить
Sennheiser EK300 IEM миниатюрный ин-еар приемник серии Evolution G2

Кроме всего прочего всегда в запасе имеются прибры как для микрофонной части так и для ин-еар.

Это не потому, что оборудование не надежно, это обязательный принцип, правило работы всего технического комплекса мероприятий проводимых в живом эфире. Дополнительные звуковые усилители стоят в режиме «всегда готов», дополнительные звуковые сплиттеры, запасные световые приборы и т.д… Я насчитал 7 генераторов по 450 kW каждый, день и ночь работавших для обеспечения энергией всего комплекса оборудования. Причем два из них – запасные.

увеличитьУвеличить
ИН-ЕАР мониторы

6. «Частотные бандиты» и прочие неприятности

Когда я задал вопрос мистеру Вильямсену (RF гуру от Sennheiser), бывали ли за всю его многолетнюю практику использования многоканальных радио систем, случаи внезапного выхода из строя оборудования, – он ответил: «Случиться может все, что угодно, и случается, почти всегда по вине пресловутого «человеческого фактора», оборудование работает всегда исправно, если эксплуатацией занимаются подготовленные люди». Артист может уронить микрофон, наступить на него или (что случается довольно часто) выключить передатчик, а этого делать нельзя, особенно когда работает 40 – 50 каналов передачи. Кто-то может забыть вовремя поменять батарейки и т. д.

Ему вспомнился случай по этому поводу ...

Sennheiser организовывал работу 200 радио микрофонных каналов в Швейцарских Альпах, осуществлялась радио и телепередача с горнолыжной трассы длиной 6 км, все делалось с помощью беспроводных технологий. Две недели репетиций прямого эфира, трудились телевизионщики, звуковики, сотни профессионалов готовили это шоу, все прошло успешно на репетициях и вот … во время прямого эфира вдруг «потухли» все мониторы, техника отключилась... А причина простая – человек который занимался контролем за уровнем солярки в электрических генераторах (в горах нет эл.сети), забыл вовремя подлить топлива…

Налицо – «человеческий фактор»…

В Киеве мы столкнулись с другой проблемой. На таком грандиозном шоу, естественно, работают многочисленные представители СМИ, и почти у каждой TV бригады имеется беспроводное оборудование, радио микрофоны у берущих интервью, беспроводной интерком и т. д.

Как правило, все они работают в UHF диапазоне... Когда на сцене, задействовано более 60 каналов радио передачи для проведения шоу, эти «частотные бандиты» как мы их ласково окрестили, могут испортить нам праздник. В странах где проведение таких больших концертов как «Евровидение» не редкость, существует практика. Перед тем как получить аккредитацию все представители СМИ подают запрос на использование частот для своего беспроводного оборудования. «Беспроводной микрофон – это очень удобно – пожалуйста, используйте, но не в ущерб шоу. У нас достаточно свободных «окон» для всех представителей прессы…» – говорит Клаус Вильямсен. В Киеве нам постоянно приходилось вылавливать в здании Дворца спорта, берущих интервью, представителей прессы из разных стран Европы (см. рис. №8).

увеличитьУвеличить
рис. №8

Когда на всех входах во Дворец, на этажах, за сценой, в курилках и т.д. были развешаны объявления «No wireless!!! Радио микрофоны запрещены!!!», ситуация немного разрешилась.

За более детальной информацией обращайтесь к официальному дистрибьютору Sennheiser в Украине – компании «Индиго Мьюзик».

¬се статьи раздела ЂПодіїї
Наш анонс
Мобільне аудіо безпрецедентної якості!
Sennheiser MOMENTUM True Wireless
Мобільне аудіо безпрецедентної якості!
© 2005–2024 Компанія «Індиго М'юзік»