Статтю Володимира Новака присвячено студійним моніторам одного з лідерів індустрії компанії Klein+Hummel
"Наша цель – воспроизвести записанное звучание с такой же точностью и прозрачностью, как и его оригинальное исполнение, и при этом передать тончайшие нюансы звука. Именно такой смысл мы вкладываем в слово "fidelity" (достоверность)."
Вальтер Хаммель, основатель компании, 1935 год
В 1945г. к г-ну Хаммелю присоединился его друг и соратник Хёрст Кляйн: они основали компанию Klein+Hummel, главной и единственной целью которой было точное воспроизведение звука. Позже К+Н переехала в пригород Штутгардта, где увидели свет первый в мире активный многополосный студийный монитор серии "OY", первый германский Hi-Fi усилитель "ELA" и звуковая система Delta 8. В 2005 г. Klein+Hummel влилась в Sennheiser Group, в которую также входят компании Sennheiser, Georg Neumann GmbH и Sennheiser Communication A/S. Символично: Sennheiser и Klein+Hummel начали свою деятельность в небольшом немецком городке Ведемарк (Wedemark).
Сегодня К+Н выпускает студийные мониторы мирового премиум-класса, и это не пустые слова. Чтобы обеспечить их безупречную работу в аппаратных и контрольных комнатах различной специализации, Klein+Hummel инвестирует большие средства в развитие инновационных технологий. Один из примеров – цифровая FIR-фильтрация. С помощью FIR-фильтров можно контролировать искажения на всех этапах воспроизведения звука – явное преимущество по сравнению с обычными аналоговыми и цифровыми контроллерами громкоговорителей. Основное отличие в том, что эти фильтры позволяют точно и, главное, независимо друг от друга настраивать частотную и фазовую характеристики громкоговорителей. Схемотехника фильтров, кроме коррекции АЧХ, позволяет настраивать фазу сигнала, поступающего на драйверы. В результате по всему тракту, от входа до катушки динамика характеристики остаются линейными (мечта всех звукоинженеров!). Не остаются без внимания специалистов компании и классические идеи, основанные на фундаментальных физических законах. В частности, разработана уникальная система для подавления НЧ резонансов помещения. Суть идеи такова: в передней части помещения используется массив из сабвуферов, сглаживающий резонансы в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
Линейка К+Н охватывает все масштабы студий – от миниатюрных контрольных мониторов мобильных ТВ-"вагенов" до больших мониторов дальнего поля дорогих профессиональных студий. Кратко рассмотрим модельный ряд компании.
M52
M52
Самый маленький монитор, размером с небольшую толстую книгу (объем всего 1,8 л). Разработан для передвижных ТВ студий, аппаратных радиостанций и малых студий звукозаписи. Имеет магнитно экранированный жесткий алюминиевый корпус, плоскую АЧХ и ФЧХ в диапазоне 90…20000 Гц и возможность работы от аккумуляторов автомобиля (12…20В). Построен на длинноходном 3" широкополосном неодимовом драйвере, имеющем минимальные гармонические искажения. На лицевой панели расположена ручка уровня, совмещенная со stand by выключателем. В рабочем режиме светодиод на лицевой панели светится зеленым цветом, в режиме готовности – красным. XLR-вход на задней панели – балансный трансформаторный, что обеспечивает гальваническую развязку монитора от подключенного оборудования. При прослушивании этот малыш выдал удивительно ровное и мощное звучание. Я специально проверял, как он воспроизводит тест тоны, особенно в НЧ области: М52 вполне убедительно читал 100Гц. Отлично зарекомендовал себя в качестве альтернативных мониторов музыкальной студии.
M52D
M52D
Версия монитора М52 с цифровым входом. Имеет аналогичные звуковые характеристики, плюс набор цифровых разъемов на задней панели (BNC/XLR). М52D может принимать цифровой сигнал с частотами дискретизации 32…96 кГц и содержит 24-битный дельта-сигма Ц/А конвертор. Рабочие форматы – S/PDIF, AES3id и AES/EBU. Вторая ручка-переключатель позволяет выбрать источник: аналоговый вход, цифровой вход (L), (R), цифровая моно-сумма. С обоими мониторами опционно поставляется настольная подставка LH11 и переходник МА19 для монтажа монитора в стандартный 19" рэк.
M52D
P 110
Пассивный магнитно экранированный двухполосный монитор ближнего поля, при минимальных размерах обеспечивает воспроизведение звукового материала вплоть до 72 Гц. В конструкции корпуса применена технология LRIM (безрезонансная сплавная структура), используемая практически во всех мониторах Klein+Hummel. Непараллельные внутренние стенки корпуса радикально снижают влияние стоячих волн. Диффузор НЧ-динамика – композитный "сендвичный", что снижает окрашивание звучания, а компенсация магнитного поля в зазоре катушки уменьшает искажения в СЧ-диапазоне. Мембрана купольного твитера – комбинированная (титан+ткань), что позволяет воспроизводить частоты вплоть до 24 кГц. Конструкция фазоинверторов снижает компрессию мощности на НЧ. Встроенный пассивный кроссовер имеет крутизну спада 18 дБ/октаву и отключаемый обрезной ВЧ-фильтр. Результат – минимальные гармонические искажения и нейтральное звучание во всем диапазоне.
O 110
О 110 – активная версия Р 110. Содержит активный кроссовер и встроенные усилители 80+80 Вт. О 110D – версия О 110 с цифровым входом. Цифровая часть аналогична М52D. Оба монитора имеют идентичные с Р110 акустические компоненты и звучание.
O 300
Активный трехполосный монитор ближнего поля (см. фото в начале статьи). Как и все мониторы производства Klein+Hummel, О 300 изготовлен из материалов премиум-качества (одно из принципиальных положений компании). Его интересной особенностью является горизонтальный дизайн, что позволяет звукорежиссеру постоянно находиться в оптимальной зоне прослушивания (sweet spot – "светлое пятно"). Ведущие производители студийных мониторов учли это: модели, предназначенные для вертикального прослушивания не всегда оптимально размещаются на микшерных пультах или соответствующих подставках. Такие мониторы приходится устанавливать под углом, что ведет к появлению комбинационной фильтрации. Диффузор 8" вуфера О 300 – легкий полипропиленовый, СЧ-драйвер имеет диффузор из специально обработанной ткани, а твитер имеет комбинированную купольную диафрагму из титана (для точной передачи переходных процессов) и шелка (для сглаживания АЧХ). Кстати, все драйверы в мониторах Klein+Hummel – собственного производства. О 300 имеет оригинальную схему защиты – она пропускает переходные пики, и срабатывает при перегреве катушек драйверов. Мониторы выдают нейтральное и сбалансированное звучание в широком, как для корпусов таких размеров, диапазоне 35…24000 Гц. На тихих уровнях звучание О 300 также отличное, что позволяет вылавливать неточности в цифровых "склейках" аудиоматериала без помощи наушников. В паре с дополняющим сабвуфером О 800 было получено пышное и неокрашенное звучание в полосе от 27 Гц, способное удовлетворить самый взыскательный звукорежиссерский вкус. В чем я вижу преимущества 3-хполосного дизайна? Прежде всего – в точной передаче голоса: двухполосный дизайн мониторов имеет раздел кроссовера на частоте 2…3 кГц, которая находится в зоне важных обертонов человеческого голоса. На частоте раздела кроссовера часто появляются выбросы в АЧХ и ФЧХ, вводящие звукорежиссера в заблуждение... Без сомнения, О 300 – один из лучших в мире ближнепольных мониторов.
О 300D – версия О 300 с цифровым входом.
O 410
Подвесной вариант O 410
O 410
Монитор среднего поля для студий с контрольной комнатой более 20м.кв. В нем сочетаются все наработки Klein+Hummel в области студийного vониторинга. Это, прежде всего, волноводы построенные по технологии MMD ("Математически моделируемая дисперсия"). Такие волноводы обеспечивают широкую и равномерную горизонтальную дисперсию – вы можете премещаться за пультом, не рискуя оказаться в зоне некорректного контроля. Далее, узкая диаграмма в вертикальной области снижает эффект ближних отражений от поверхности микшпульта. О 410 имеет трансформаторный балансный вход, а цифровой вход может работать с частотами дискретизации 20…216 кГц (16…24 бит). Все усилители – высоколинейные аналоговые класса АВ, со специальной системой отвода тепла, крутизна спада кроссовера – 24 дБ/октаву. Дисплей монитора отображает тип сигнала, срабатывание защиты, статус цифровых режимов. Могут использоваться в вертикальном положении или подвешиваться с помощью поставляемого кронштейна.
O 500C
O 500C
Активный монитор дальнего поля. Перечисление особенностей этого монстра заняло бы несколько страниц! Во первых, это интегрированный цифровой контроллер с FIR-фильтрами (Finite Impulse Response – Итоговый импульсный отклик), о работе которых я уже рассказал. Благодаря этому (и не только) О 500С имеет абсолютно линейные характеристики в диапазоне 27…20000 Гц. Благодаря перекрытию частотных полос всего в несколько Гц, вертикальная диаграмма остается оптимальной (даже внеосевая). Каждый О 500С индивидуально отстраивается на заводе, что исключает разброс параметров между экземплярами. Вы можете смело купить мониторы с "разбросанными" серийными номерами и получить абсолютную идентичность звучания. Кроме аналоговых и цифровых входов, О 500С имеет интерфейсы RS232 и MIDI. Это позволяет вам вызывать из памяти настройки эквализации для работы с различными жанрами – классической, поп- и рок музыкой. Все настройки можно сохранить в инсертируемом модуле памяти и работать с требуемой коррекцией в разных студиях, оснащенных акустикой Klein+Hummel. Дополняет возможности дистанционный ИК-блок управления: вы управляете монитором, не вставая с точки прослушивания! И, наконец – коэффициент гармоник в НЧ-диапазоне составляет 0,0003% (при уровне прослушивания 110дБ), в СЧ – 0,001% (100дБ) и ВЧ – 0,003% (90дБ). Все мониторы Klein+Hummel великолепны, но O 500С – это настоящий шедевр, эталон главного студийного монитора.
САБВУФЕРЫ
O 800
O 800
Разработан в качестве дополняющей пары для О 300. Содержит встроенные кроссовер (90Гц, 24 дБ/октаву), 185 Вт усилитель и дальнеходный (амплитуда хода – 40мм) 10" вуфер с диффузором из запатентованного компанией материала Nomex/Kevlar. Это позволяет получить артикулированный низ и отсутствие характерного для сабвуферов "бубнения". Имеет три балансных входа для интеграции в форматы моно, cтерео, стерео+центр, Dolby Surround, Dolby Surround EX и 4-хпозиционный обрезной фильтр 30, 40, 50 и 60 Гц.
O 810
O 810
Активный сабвуфер. По сравнению с О 800 имеет встроенную систему 7.1 HDBM (High Definition Bass Management – "управление НЧ с высоким разрешением"). О 810 содержит 2 фазоинвертора и работает от 18 Гц.
O 870
Активный сабвуфер, фактически два О 810 в одном корпусе. Аналогичная система HDBM. Великолепно работает в паре с трехполосным монитором О 410.
O 410 + O 870
O 900
Самый мощный сабвуфер от Klein+Hummel. Пассивный, воспроизводит диапазон от 15 Гц. Является дополняющим сабвуфером для "топа" О 500С.
O 500C + O 900
Качество звучания от Klein+Hummel давно признано профессионалами всего мира. Эти мониторы можно сравнить с абсолютно еспристрастными и точными измерительными инструментами, с помощью которых звукорежиссер может записывать и тонко "тьюнинговать" любой звуковой материал. Неудивительно, что симпатичные боксы со светящейся надписью K+H работают в голливудских пост-продакшн студиях и спользуются мировыми звукозаписывающими лейблами, такими как Sony Music и BMG. Это естественно, ибо слоган Klein+Hummel прост и лаконичен: "The Measure of All Sound" ("Мерило всех звуков"), который и стал наилучшим названием для этой статьи.
Тип
Название
Драйверы
SPL max, дБ
Полоса воспр. частот, Гц
Мощность, Вт
Объем, л
M52 (M52D)
Контрольный монитор, активный ("D" – с цифр.вх)
3"
103
90…20000
40
1,8
P110
Монитор ближнего поля, пассивн.
5,5"+1"
111,5
72....24000
80+80
6,5
O 110 (O 110D)
Монитор ближнего поля, активн. ("D" – с цифр. входом)
5,5"+1"
107,5
56....24000
80+80
6,5
O 300 (O 300D)
Монитор ближнего поля, активн. ("D" – с цифр. входом)
8"+3"+1"
112,8
35....24000
250+75+100
18,3
O 410
Монитор среднего поля, активный
10"+3"+1"
120
30....24000
400+190+210
42
O 500C
Монитор дальнего поля, активный, с цифровым входом